Начну рассказывать про экскурсии – про те, на которые мне удалось попасть.
Первое – в начале и в конце сезона есть не все экскурсии, просто потому что не набирается достаточно желающих, ради которых стоит гонять автобус за тридевять земель – это недешево. Второе – нет морских прогулок, потому что на воде еще слишком прохладно.
Первая особенность экскурсий – вы оплачиваете только трансфер и услуги гида, т.е. вход в музеи и прочие интересные места оплачиваете отдельно, благо стоит это не запредельно. Еду вы покупаете тоже за свои деньги – автобус подходит к определенным тавернам для обеда или можно поесть на технических остановках – сходить в туалет и купить кофе с булочкой. Средний обед на одного стоит 12–15 еврО, и хрена с два вы уложитесь в меньшую сумму(((, даже если брать что попроще, типа греческого салата и картошки фри. Почему-то очень дорогой кофе, я раз хапнула крохотную чашечку эспрессо за 4 еврО, и оно того явно не стоило. Пиво тоже дорогое – 2,5-4 еврО в зависимости от места покупки, я так поняла, что в магазине оно стоит столько же. Можно взять минибутылочку вина или просто бокал или там местную водку – «узО» – стоить будет не дороже пива или кофе.
Одно разоренье с этим питанием, короче(((. Один раз я таки попробовала мусакУ – это национальное блюдо, чем-то напоминающее принципом готовки лазанью. Оно потушено слоями – картошка кружочками, баклажаны, мясной фарш из баранины, болгарский перец, лук – всё это сдобрено томатной пастой, и сверху сыр. Много оливкового масла, поэтому кажется жирным. В общем – сильно на любителя, калорийно, я еле доела(. Но дома ради экзотики можно приготовить, потому что ничего сложного в этом нет. Вино обычное, я бы сказала, молодое приносят в кувшинчиках, в бутылках – выдержанное, даже в маленьких. УзО – ой, это за гранью добра и зла. Сладковатая 40-градусная водка, густая, как ликер, с запахом лекарства из солодки. Ее принято разбавлять водой, и она становится мутной. Я раз попробовала рюмочку – беее(((. Хрен пойми, чем ее закусывать – сладкую водку(((.
Никак не дойду до, собсно, экскурсий .
В Грецию я ехала ради Метеор. Произносится это как «МетЭоры» – «висящие в воздухе» – это уникальная горная область в Фессалии с базальтовыми скалами-плато, на вершинах которых в средние века были построены православные монастыри. На совершенно отвесных, лысых скалах.
Скалы Метеоры — геологический феномен. Все 6 действующих православных монастырей Метеоры разместились на вершинах скал, застывших между небом и землей. Каменные исполины, достигающие 600 метров в высоту, представляют собой уникальный геологический феномен. Оказавшись среди причудливых отвесных столпов с пещерами и лесистыми вершинами, напоминающими гигантские сталагмиты или огромные каменные пальцы, каждый путешественник задается вопросом: как могла природа сотворить такое? И ответ ученых таков: скалы Метеоры образовались на месте высохшей речной долины. Около 60 миллионов лет назад здесь текла глубокая, бурная река, впадающая в доисторическое море. Под действием геологических сдвигов 30 миллионов лет назад речные воды ушли, обнажив Фессалийскую равнину и скалы речной дельты. Водная и ветровая эрозия завершили создание массивных каменных изваяний, получивших название Метеоры, что в переводе с греческого означает «висящие в воздухе».Как обычно - фото и много букв
Православные монахи стремились туда, где их никто не тронет и не нарушит их уединения, область эту они выбрали, потому что по легенде тут находился вход в Тартар, и местные жители избегали там появляться. Но зачем монахи с таким трудом забрались на отвесные скалы – непонятно, ей-Богу. Десятилетиями надо было собирать строительный материал, как-то доставлять его наверх и потом еще несколько лет строить монастырь, в котором в итоге жило человек 10-15... а сейчас и вовсе по 2 монаха живет. Вера воистину творит чудеса, хочу я вам сказать. А если прикинуть, что это строилось так это в 15–16 веках... за голову хватаешься.
В иконную лавочку (по совместительству – сувенирный магазин) мы заезжали по дороге, а в самих Метеорах монахи иконы не пишут, уж не знаю, почему. В лавочке можно купить всё – от старинных икон на дереве до икон с Афона. Стоит всё это соответственно, но вас подробно инструктируют, какая икона для чего, какая с Афона, какая в серебре и т.п.
С нами вместе попали поляки, которые как саранча сметали с прилавков буквально всё – от икон за 600 еврО до кустарных расписных тарелочек за 3 еврО. И я наконец-то своими ушами услышала пресловутое польское «матка боска», что меня бесконечно умиляет))))).
После лавочки мы наконец-то доехали до места. Впечатление ошеломляющее. Когда подъезжаешь к этой местности, не сразу видно, что к чему, горы и горы, покрытые лесом, а потом автобус поворачивает – а там… сразу дух захватывает от природных красот *часть фотографий сделана из автобуса, но качество, вроде, не очень сильно страдает*.
В горах вокруг раскиданы небольшие живописные деревушки, чье население содержит таверны, гостиницы для многочисленных паломников и те самые мастерские иконописи.
Про монастыри.
В период расцвета их было 24, потом постепенно они стали приходит в упадок, что-то разрушили, и сейчас действующих 6 – 2 женских и 4 мужских. Группы, приезжающие на посмотреть или в паломнические туры, развозят по двум самым большим монастырям, чтобы не было столпотворения, потому что помещения на самом деле довольно маленькие.
Монастыри «раскиданы» по соседним скалам, поэтому одновременно видно несколько из них.
Мы попали в монастырь Варлаама (или Всех Святых). Построен он был в 16 веке монахами Феофаном и Нектарием на месте первой церквушки, построенной в 14 веке схимником Варлаамом. Монахи 22 года собирали строительный материал, и меньше чем за 2 года был построен монастырь.
Со стороны он выглядит вот так (первое фото взяла из Вики), а вообще довольно информативно про все монастыри понемногу с фотографиями есть в Википедии
Бывшая трапезная, где сейчас тсоит старинная бочка для сбора воды, сделанная без единого гвоздя.
Раньше в монастыри можно было подняться только по веревке – паломников или монахов поднимали на веревке с земли в сетке вот в такую вот башенку. Слева от меня та самая сетка, в которую пихали людей. Предвосхищая ваши вопросы скажу, что веревку, на которой тянули вверх людей, не менялась до тех пор, пока она не обрывалась, и кто-то не падал/разбивался – это считалось Божьим промыслом. Стремные тетки стоят рядом с воротом, на который наматывалась веревка при подтягивании сетки.
Вот тут на фотографии видны какие-то «провода», ведущие, на самом деле, к другому монастырю. По ним можно было на каком-то устройстве (??? – не видела, не знаю, толком не объяснили, наверное – сетка с «колесиком») перебираться в соседнее здание, чтобы не спускаться вниз. Они до сих пор используются – я не видела, но гид, сама попробовавшая так перебраться, нам говорила, что для туристов за отдельную плату используют такой способ, он для очень крепких нервами и верой людей, потому что когда ветром раскачивает над пропастью – можно ежика родить.
Сейчас мы прошли внутрь по такому вот мостику *сфотографировано с риском для жизни, перегибаясь над перилами и изогнувшись буквой зю*
Из самого монастыря тоже открываются потрясающие виды.
Внутри монастыря фотографировать нельзя. Там не то чтобы потрясающе интересно – скорее обычно. Фрески на стенах и потолке, специальные стулья вдоль стен, на которых можно сидеть или стоять, опираясь на подлокотники, потому что служба может идти 8 часов, а монахи бывают очень старые. Что интересно – монастырь мужской, а входить можно всем. Шапочку/косыночку не требовали, но нужна была закрытая блузка с рукавами, и выдавали подобие безразмерной юбки, чтобы нацепить ее сверху на брюки / шорты (на фотографии с сеткой видно, что я в какой-то бесформенной хламиде – это юбка, которую пришлось обернуть вокруг туловища раза 3)))). Можно было походить по разным помещениям – трапезной, больнице и т.п., где сейчас мини-музей и сувенирный магазинчик.
Вообще же там очень спокойно и умиротворяюще. Очень хотелось сесть куда-нить на приступочек и подремать. Ну и можно свечки поставить, записки подать – все обычные православные дела.
Монахи особо не прячутся, ходят по каким-то своим делам, улыбаются по-доброму. В эти монастыри их распределяют с Афона.
Вход в монастырь стоил весьма символически – 2 еврО, свечки покупать не принято – кидаешь в урну сколько можешь денег, берешь сколько нужно свечек.
На некоторых фотографиях видны какие-то экскаваторы огромные и прочая техника – монастыри периодически ремонтируют, причем это делает государство. В Греции церковь от государства не отделена и финансируется не на деньги прихожан, а из госбюджета.
Вообще люди в Греции набожные, 98% православные христиане, у всех четки в машинах и иконки. Церквей много, они все выглядят как новые, хотя могут быть и 13 века, к примеру. В каждой, даже в 5 домиков, деревушке, есть церковь, вдоль дороги стоят такие вот маленькие «макеты» церквей, чтобы проезжая мимо можно было поставить свечку (а свечки греки ставят чуть ли не каждый день, просто по дороге на работу или домой). Да, церкви все, настоящие и игрушечные, в византийском стиле, других вообще не видела.
Когда мы уже уезжали, видели две пещеры – одна для монахов (вообще их там несколько, но мы видели одну), там уединяются, если вообще никого не хотят видеть и слышать несколько дней. Вторая – рядом с деревней со смешным названием Кастраки (кастра – «пещера»), и название пещеры смешное – «Мандилия», от слова «платок». Мужчины, желающие жениться (!), забираются в эту пещеру и привязывают там разноцветный платок. Говорят – помогает)))).
В общем, этой поездкой я была безумно довольна: потрясающее по энергетике и живописности природы место, с погодой нам подфартило, групп из других стран было много, но не чрезмерно, бабушек-паломников из каких-то наших южных городов я заценила – они мужественно карабкались на скалы вместе со всеми, в тапочках и огородных платьях.
Стоило всё это удовольствие 70 еврО – дорога и гид (думаю, это зависит от расположенности отеля и может быть дороже), 15 еврО – покушать, пара еврО – свечки ну и сувенирчики по мелочи – итого 100 еврО.
*Кстати, я специально везде пишу еврО, потому что (Капитан Очевидность!) в еврозоне принято ударение ставить на последний слог))))). Поначалу это меня жутко сквикало, да и вообще я всё пыталась правильно угадывать ударения в греческих словах и именах – ха-ха три раза. Богиня ДЕметра. ДиОнис. Город ФессалонИки (которые у нас почему-то СалОники, что в корне неверно, потому что «фессалонИки» означает «победа над финикийцами», и город так назвал Филипп II, отец Александра Македонского, в честь своей дочери с таким же именем, а наши СалОники вообще ничего не означает. Афина (столица) – в единственном числе. УзО. МусакА. МетаксА и фетаксА. Больше ничего такого, вроде, не помню)))), но ударения хрен угадаешь(((*
У кого какие вопросы – велкам).