Тур № 2
Тяжко мне было с лауреатами Оскара, потому что
1) Непрощенный / Unforgiven
Это история Уильяма Мунни — бывшего хладнокровного убийцы, нашедшего в себе силы покончить с грязным ремеслом. Он стал фермером, завел семью. Но все складывается совсем не так, как хотелось… (С) Кинопоиск
С этим фильмом вышел некий казус. Я хорошо знала его сюжет, то ли прочитав критику, то ли отзывы, то ли знала по чьему-то подробному пересказу. В общем, я пребывала в полной уверенности, что "Непрощенного" я уже видела N лет назад. По чистой случайности он автоматом пошел следом за закончившимся фильмом на внешнем диске, и тут я поняла, что ни актёров не узнаю, кроме Иствуда, ни деталей сюжета.
Описание на Кинопоиске совсем ниачом, а сюжет, если кто не в курсе, следующий. Конец 19 века, маленький американский городок на Диком Западе. Молодой пьяный ковбой-беспредельщик сильно порезал проститутке лицо в борделе. И ничего ему за это не было с легкой руки местного шерифа (шериф велел пригнать несколько лошадей владельцу борделя, вот и вся забота о пострадавшей девушке). Товарки проститутки скидываются и обещают нехилую сумму любому, кто отомстит за их боевую подругу. Прослышав о награде, молодой зеленый парнишка рассказывает о ней старому, давно отошедшему от дел бывшему кобвою-беспредельщику, некогда грозе всего Дикого Запада, а ныне вдовцу и неудачливому фермеру, что есть маза подзаработать хороших деньжат. И бывший беспредельщик собирает свою банду друзей с целью отправить к праотцам первую банду друзей - ради спасения фермы и торжества справедливости. Но не будем забывать о местном шерифе: у него тоже имеется банда друзей и свои понятия о справедливости.
К классическим вестернам я равнодушна, но это же ревизионистский вестерн. Какое я словечко откопала, а? *гордится собой* Лекция, честно скопипи***нная из Википедии.
Термин «ревизионистский» используется для описания произведений, в которых меняются традиционные элементы жанра.
Отличительные черты смены ориентиров в ревизионистских вестернах (выделила жирным то, что есть в "Непрощенном"):
- необычная мрачность тона
- использование антигероя
- значимые роли сильных женщин
- более симпатичное изображение индейцев
- критическое отношение к большому бизнесу, правительству, армии
- критическое отношение к чрезмерной маскулинности
- рост насилия на экране
- чёрный юмор
- акцентуация беззакония в этом периоде, предпочтение реализма перед романтизмом.
Что мне нравится в фильмах Иствуда-режиссёра - они цельные, зрелые, сконцентрированные. "Непрощенный" - мрачный и жесткий фильм, выворачивающий штампы типичного вестерна наизнанку. Здесь шериф - подлец, его люди ничем не отличаются от бандитов, молодой мальчик-ковбой слеп как крот, а дружбан главгера - негр. Негр-ковбой, Карл!!! В этом фильме не держат клятв, предают друзей под пытками и некрасиво умирают. Здесь прямо в кадре убивают чувака, сидящего на толчке. Смотришь и думаешь:
Уильям Манни очень интересный персонаж. Этакий дракон, который принял решение сидеть в пещере много лет - и не высовывается до наступления крайних обстоятельств. Но если уж он из пещеры выбрался - всё, его обратно уже не загонишь. Будут жертвы.
Для меня это фильм о том, что люди не меняются. Если есть в человеке что-то темное, как ни загоняй это темное внутрь, оно всё равно вырвется наружу - под влиянием обстоятельств или из-за личного выбора. О том, что ради того, чтобы добиться справедливости, приходится иной раз по самую маковку окунуться в дерьмо. А еще о том, что злом можно победить зло.
Такие фильмы - они вне времени и не воспринимаются старыми. Их могут снять как в 60-е и 90-е, так и в каком-нить 2013 году, и впечатление они будут производить одинаковое. Хороший фильм.
8/10