В очередной раз вчера убедилась, что не люблю русские классические пьесы в постановке. Какое же всё депрессивное... Вот вроде читаешь - и даже есть, где посмеяться, но на сцене так акценты расставлены, что хочется повеситься не выходя из зала. Чехова я раньше не видела, как это ни странно, дай, думаю, схожу. Сходила. Зачем я это сделала? Всё тлен и бзхднст. И часть актеров из тех, что помоложе, явно не ту профессию выбрали.

Но нет худа без добра. Я "Вишневый сад" еще в школе читала и, как оказалось, не всё поняла. Не помню, читала ли я критику, разбирали ли мы это на уроках, но была четкая аналогия "вырубили вишневый сад = кончилась эпоха", а не "вся Россия наш сад", на что я вчера впервые в жизни обратила внимание.

А так - будто и не прошло сто с лишним лет.

Трофимов. Человечество идет вперед, совершенствуя свои силы. Все, что недосягаемо для него теперь, когда-нибудь станет близким, понятным, только вот надо работать, помогать всеми силами тем, кто ищет истину. У нас, в России, работают пока очень немногие. Громадное большинство той интеллигенции, какую я знаю, ничего не ищет, ничего не делает и к труду пока не способно. Называют себя интеллигенцией, а прислуге говорят «ты», с мужиками обращаются как с животными, учатся плохо, серьезно ничего не читают, ровно ничего не делают, о науках только говорят, в искусстве понимают мало. Все серьезны, у всех строгие лица, все говорят только о важном, философствуют, а между тем у всех на глазах рабочие едят отвратительно, спят без подушек, по тридцати, по сорока в одной комнате, везде клопы, смрад, сырость, нравственная нечистота... И, очевидно, все хорошие разговоры у нас для того только, чтобы отвести глаза себе и другим. Укажите мне, где у нас ясли, о которых говорят так много и часто, где читальни? О них только в романах пишут, на деле же их нет совсем. Есть только грязь, пошлость, азиатчина... Я боюсь и не люблю очень серьезных физиономий, боюсь серьезных разговоров. Лучше помолчим!