10 самых дорогих сценариев в истории кино
10. История рыцаря (A Knight's Tale) - 2,5 миллиона долларов, 2001Опытный сценарист Брайан Хелгеленд, работавший над сценариями таких лент как "Убийцы", "Секреты Лос-Анджелеса", "Теория заговора", "Расплата", продал сценарий "Истории рыцаря" за 2,5 миллиона. При этом он сам был и режиссером.
Но что-то пошло не так - и в итоге при бюджете 65 миллионов долларов лента собрала в США всего 56 миллионов, даже несмотря на Хита Леджера, исполнившего главную роль. Впрочем, мировые сборы - почти 117,5 миллионов - все же спасли фильм от финансового провала.
читать дальше9. Без ума от любви (Mozart and the Whale) - 2,75 миллиона, 2005
Роналд Бэсс - автор сценария великолепной драмы "Человек дождя" с Томом Крузом и Дастином Хоффманом. Сценарий Бэсса для трогательной ленты "Без ума от любви", также рассказывающей о людях с аутизмом, увы, фильм спасти не смог, хотя и принес автору 2,75 миллиона. При 12-миллионном бюджете картина собрала всего 36 тысяч в США, в мире - 85 тысяч долларов.
![](http://lh4.ggpht.com/-R_4njKmDV8U/UWSxOOhvv8I/AAAAAAAFSY0/Ul01Aq__i74/bez_uma_ot_ljubvi_thumb%25255B2%25255D.jpg?)
8. Розовая пантера (The Pink Panther) - 3 миллиона, 2006
Исполнивший в фильме главную роль незадачливого инспектора Клузо комик Стив Мартин помимо актерского гонорара в размере 25 миллионов долларов получил неплохой бонус - 3 миллиона за работу над сценарием "Розовой пантеры". Нельзя сказать, что ленту ждал оглушительный успех, но затраты окупились - при бюджете 80 миллионов фильм собрал 82 миллиона в США и и еще 76,5 миллионов в мире.
![](http://lh3.ggpht.com/-qijdXgCXNWU/UWSxP3SXAvI/AAAAAAAFSZI/OElUs0SSkdg/1362164669_6ffb496_thumb%25255B6%25255D.jpg)
7. Знахарь (Medicine Man) - 3 миллиона, 1992
Том Шульман получил заказ на сценарий "Знахаря" стоимостью 3 миллиона долларов после успеха фильма "Общество мертвых поэтов". Для 1992 года это была немыслимая сумма, однако хитом "Знахарь" так и не стал, хотя поклонники Шона Коннери, сыгравшего там главную роль, этот фильм помнят и любят.
![](http://lh4.ggpht.com/-P8OaKEOTuWE/UWSxRmSRSSI/AAAAAAAFSZU/2s3robvvOKs/medicine_man_thumb%25255B1%25255D.jpg)
6. Основной инстинкт (Basic Instinct) - 3 миллиона, 1992
В 1992 году, когда Джо Эстерхазу поручили написать сценарий к "Основному инстинкту", он был уже известным и дорогим сценаристом и продюсером. Свой первый миллион за сценарий он получил еще в 80-е и лучшего мастера закручивать криминально-эротическую интригу в Голливуде на тот момент, пожалуй, не было.
Правда, последующие работы Эстерхаза, стоившие студиям от 1 до 2,5 миллионов, такого ажиотажа не вызвали, а некоторые и вовсе с треском провалились в прокате. В том числе и "Основной инстинкт 2", собравший в мировом прокате всего 38,5 миллионов при 70-миллионном бюджете.
![](http://lh6.ggpht.com/-27v8k5LtLdc/UWSxTYIEe5I/AAAAAAAFSZk/oDjl4A4ePpg/-154272270Basic_instinct_thumb%25255B2%25255D.jpg)
5. Евротур (EuroTrip) - 4 миллиона, 2004
Те, кто заплатили 4 миллиона за сценарий этой молодежной комедии, очень просчитались. Пусть фильм и не так плох, как ставший образчиком жанра "Американский пирог", но последний вложенные деньги все же окупал, а вот "Евротуру" не удалось собрать даже потраченное - при 25-миллионном бюджете в общемировом прокате лента едва "наскребла" 20,7 миллиона.
![](http://lh4.ggpht.com/-7a-BMynVl_Q/UWSxVO4_PzI/AAAAAAAFSZ4/bTqaaZGHjso/evrotur.png_thumb%25255B3%25255D.jpg)
4. Рики Бобби: Король дороги (Talladega Nights: The Ballad of Ricky Bobby) - 4 миллиона, 2006
Фильм Адама МакКея с Уиллом Ферреллом в главной роли в США приняли на ура. Так что заплаченные режиссеру и исполнителю главной роли деньги за весьма слабый и изобилующий штампами сценарий не пропали зря - только в американском прокате он собрал 148 с лишним миллионов (бюджет - 72,5 млн). А вот зрители других стран сюжетом про лихого гонщика явно не впечатлились, итог - 14,7 миллиона.
![](http://lh5.ggpht.com/-LzWepDajymo/UWSxW-ZploI/AAAAAAAFSaI/Bvrp2oRPrkg/1362322893_ikinokz.net_kinopoisk.ru-talladega-nights_3a-the-ballad-of-ricky-bobby-435596_thumb%25255B2%25255D.jpg)
3. Комната страха (Panic Room) - 4 миллиона, 2002
Тот случай, когда и 4 миллиона не жалко. Интересно, что сценарист Дэвид Коепп придумал сценарий после того, как прочитал статью о "безопасных комнатах" и застрял в лифте своего дома, и был так впечатлен, что написал черновой вариант сценария за шесть дней. При бюджете 48 миллионов общемировые сборы составили 196 миллионов долларов.
![](http://lh4.ggpht.com/-Gtm8yQQNiQo/UWSxY810f2I/AAAAAAAFSaY/ogM2nk0Arbo/49897250_thumb%25255B6%25255D.jpg)
2. Долгий поцелуй на ночь (The Long Kiss Goodnight) - 4 миллиона, 1996
Шейн Блэк прославился сценариями к "Смертельному оружию", он же - автор сценария "Последнего бойскаута". Неплохой в целом фильм о потерявшей память учительнице (которая, как выясняется, раньше была штатным киллером ЦРУ, но забыла об этом) американская публика приняла довольно прохладно. При бюджете в 65 миллионов на "родном" рынке картина заработала всего 33 миллиона долларов, еще 56 миллионов принес зарубежный прокат. Впоследствии Блэк стал режиссером третьей части "Железного человека".
![](http://lh4.ggpht.com/-iemjlPYXhcs/UWSxai4pggI/AAAAAAAFSao/PIhnTlx8FQ4/e3ee0f85ba65_thumb%25255B2%25255D.jpg)
1. Дежа вю (Deja Vu) - 5 миллионов, 2006
Сценарий к фантастическому триллеру "Дежа вю" - самый дорогой на данный момент - принес 5 миллионов голливудским сценаристам Терри Россио и Биллу Марсилли. Суперблокбастера из "Дежа вю" не вышло, что даже обидно - фильм без сомнений куда выше среднеголливудского уровня. Кассовые сборы в мире составили 180 миллионов при бюджете в 75 млн.
![](http://lh4.ggpht.com/-IeChPz0palM/UWSxcfRShPI/AAAAAAAFSa0/iec9onFAlPc/vkinooo.ru_thumb%25255B2%25255D.jpg)
Статеечка честно скопипизжена, а дальше я уже походила по голливудовским сайтегам. И вон оно чо-как.
Тенденция очевидна. Нет сценариев дороже 1 млн долларов после 2006 года, потому что кризис приключился и из-за стремительного развития технологий. Успешных независимых сценаристов в наше время практически не осталось. Сценарии к франшизным блокбастером а-ля Люди X и проч. экранизации Марвел пишутся студийными сценаристами на коленке, за зарплату, потому что упор делается не на сценарий, а на спецэффекты и смазливые мордашки актеров - кому какое дело до логики сюжета и диалогов? То есть хороший сценарий не нужен, нужен продающий, который поможет создать фильм с доходом под миллиард долларов. К тому же ни один сценарий из списка выше, купленный за бешеные деньги, не оправдал себя, так зачем платить больше? Логично же, ну.
PS: Allegedly, есть еще несколько сценариев, которые перешагнули порог в 2,5 миллиона долларов:
Шестое чувство (The Sixth Sense) - 2,5 миллиона, 1999
Смерч (Twister) - 2,5 миллиона, 1996
Шлюха (Jade) - 2,5 миллиона, 1995
Штурм Белого дома (White House Down) - 3 миллиона, 2012
Белоснежка и охотник (Snow White and the Huntsman) - 3,2 миллиона, 2013
проданы, но не были сняты:
The Superconducting Supercollider of Sparkle Creek, Wisconsin - 2,5 миллиона
Untitled Will Davies Romantic Comedy - 2,5 миллиона
Jackson - 2,5 миллиона
Bad Dog - 3 миллиона
Married in the Morning - 3 миллиона